Выписка с Кодекса Республики Беларусь об образовании
13 января 2011 г. № 243-З (новая редакция – внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 1 февраля 2022 г., 1 марта 2022 г. и 1 сентября 2022 г.)
ГЛАВА 3
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Система образования включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему научно-ориентированного образования, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему дополнительного образования одаренных детей и молодежи, систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования.
Статья 11. Основное образование
- Основное образование – обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ основного образования.
- Основное образование в Республике Беларусь включает в себя следующие уровни:
2.1. дошкольное образование;
2.2. общее среднее образование;
2.3. профессионально-техническое образование;
2.4. среднее специальное образование;
2.5. высшее образование;
2.6. научно-ориентированное образование.
- Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью его уровней и согласованностью содержания образовательных программ основного образования.
РАЗДЕЛ II
СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ГЛАВА 4
УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, КОТОРЫМ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 18. Учреждения образования
- Учреждения образования подразделяются на следующие типы:
1.1. учреждения дошкольного образования;
1.2. учреждения общего среднего образования;
1.3. учреждения среднего специального образования;
1.4. учреждения высшего образования;
1.5. учреждения специального образования;
1.6. учреждения дополнительного образования детей и молодежи;
1.7. учреждения дополнительного образования одаренных детей и молодежи;
1.8. учреждения дополнительного образования взрослых;
1.9. воспитательно-оздоровительные учреждения образования;
1.10. социально-педагогические учреждения;
1.11. специальные учебно-воспитательные учреждения;
1.12. специальные лечебно-воспитательные учреждения.
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ VII
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГЛАВА 18
СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 133. Система дошкольного образования
- Дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, компетенций, необходимых для приобретения социального опыта, подготовки к продолжению образования, оздоровление ребенка.
- Ранний возраст – начальный этап физического, психического и социального развития личности ребенка от двух месяцев до трех лет.
- Дошкольный возраст – этап физического, психического и социального развития личности ребенка от трех лет до приема (зачисления) его в учреждение образования для получения общего среднего или специального образования.
- Система дошкольного образования включает в себя:
4.1. участников образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования;
4.2. образовательную программу дошкольного образования;
4.3. учреждения дошкольного образования;
4.4. иные учреждения образования, реализующие образовательную программу дошкольного образования;
4.5. иные организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие образовательную программу дошкольного образования;
4.6. индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования;
4.7. государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования;
4.8. организации, участвующие в реализации образовательной программы дошкольного образования посредством сетевой формы взаимодействия;
4.9. республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации в пределах их полномочий в сфере дошкольного образования.
Статья 134. Образовательная программа дошкольного образования
- Образовательная программа дошкольного образования реализуется в дневной форме получения образования.
- Образовательная программа дошкольного образования реализуется в учреждениях дошкольного образования, социально-педагогических учреждениях, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также может быть реализована начальными школами, базовыми школами, средними школами, университетами, академиями (консерваториями), иными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность. Условия реализации образовательной программы дошкольного образования университетами, академиями (консерваториями) определяются настоящим Кодексом.
Для организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования в учреждениях образования, кроме учреждений дошкольного образования, и иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в качестве структурного подразделения может создаваться ясли-сад, а при реализации образовательной программы дошкольного образования и осуществлении оздоровления детей раннего и дошкольного возраста – санаторный ясли-сад.
Статья 135. Образовательный стандарт дошкольного образования
- Образовательный стандарт дошкольного образования устанавливает требования к результатам освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, срокам получения образования, организации образовательного процесса. Требования к результатам освоения содержания образовательной программы дошкольного образования включают в себя формируемые компетенции воспитанников.
- Разработку образовательного стандарта дошкольного образования организует и осуществляет Министерство образования совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования.
- Образовательный стандарт дошкольного образования утверждается Министерством образования.
Статья 136. Срок получения дошкольного образования
Срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по желанию законных представителей воспитанников.
Статья 137. Учреждения дошкольного образования
- Учреждение дошкольного образования – учреждение образования, которое реализует образовательную программу дошкольного образования, может реализовывать образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи и осуществлять оздоровление воспитанников.
- Учреждения дошкольного образования могут быть следующих видов:
2.1. детский сад;
2.2. санаторный детский сад;
2.3. дошкольный центр развития ребенка.
- Детский сад – учреждение дошкольного образования, которое реализует образовательную программу дошкольного образования, может реализовывать образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи по одному или нескольким профилям с изучением образовательных областей на базовом уровне и осуществлять оздоровление воспитанников.
- Санаторный детский сад – учреждение дошкольного образования, которое реализует образовательную программу дошкольного образования, осуществляет оздоровление воспитанников и может реализовывать образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи по одному или нескольким профилям с изучением образовательных областей на базовом уровне.
- Дошкольный центр развития ребенка – учреждение дошкольного образования, которое реализует образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи по нескольким профилям с изучением образовательных областей на повышенном уровне и может реализовывать образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
- В учреждении дошкольного образования могут создаваться структурные подразделения: пункт коррекционно-педагогической помощи, ресурсный центр, иные структурные подразделения.
Статья 138. Управление учреждением дошкольного образования
- Непосредственное руководство учреждением дошкольного образования осуществляет заведующий.
- Заведующий учреждением дошкольного образования назначается на должность и освобождается от должности учредителем учреждения дошкольного образования либо уполномоченным им органом.
- Основным органом самоуправления учреждения дошкольного образования является педагогический совет, возглавляемый заведующим этим учреждением образования.
- В учреждении дошкольного образования могут создаваться попечительский совет, родительский комитет.
Статья 142. Образовательная программа дошкольного образования
- Образовательная программа дошкольного образования реализуется в дневной форме получения образования.
- Образовательная программа дошкольного образования реализуется в учреждениях дошкольного образования, социально-педагогических учреждениях, яслях-саду – начальной школе, яслях-саду – базовой школе, яслях-саду – средней школе, детском саду – начальной школе, детском саду – базовой школе, детском саду – средней школе, школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также может быть реализована иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Статья 143. Образовательные стандарты дошкольного образования
- Образовательные стандарты дошкольного образования определяют требования к содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, срокам получения образования, организации образовательного процесса, уровню подготовки воспитанников.
- Разработку образовательных стандартов дошкольного образования организует Министерство образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования.
- Образовательные стандарты дошкольного образования утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.
Статья 144. Срок получения дошкольного образования
Срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.
В учреждениях дошкольного образования, иных учреждениях образования, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования, могут создаваться санаторные группы, иные группы, а также специальные группы, санаторные специальные группы, группы интегрированного обучения и воспитания, санаторные группы интегрированного обучения и воспитания при организации интегрированного обучения и воспитания.
- Санаторные группы – группы, в которых воспитанники получают дошкольное образование и оздоровление.
- Воспитанники объединяются в группы с учетом возраста на 1 сентября соответствующего учебного года:
6.1. первого раннего возраста – до одного года;
6.2. второго раннего возраста – от одного года до двух лет;
6.3. первую младшую – от двух до трех лет;
6.4. вторую младшую – от трех до четырех лет;
6.5. среднюю – от четырех до пяти лет;
6.6. старшую – от пяти до семи лет;
6.7. разновозрастную – от одного года до семи лет;
6.8. санаторную первого раннего возраста – до одного года;
6.9. санаторную второго раннего возраста – от одного года до двух лет;
6.10. санаторную первую младшую – от двух до трех лет;
6.11. санаторную вторую младшую – от трех до четырех лет;
6.12. санаторную среднюю – от четырех до пяти лет;
6.13. санаторную старшую – от пяти до семи лет;
6.14. санаторную разновозрастную – от одного года до семи лет.
- Наполняемость групп не должна превышать:
первого раннего возраста – 7 воспитанников;
второго раннего возраста – 10 воспитанников;
первой младшей – 15 воспитанников;
второй младшей – 20 воспитанников;
средней – 20 воспитанников;
старшей – 20 воспитанников;
разновозрастной – 12 воспитанников;
санаторной первого раннего возраста – 7 воспитанников;
санаторной второго раннего возраста – 10 воспитанников;
санаторной первой младшей – 10 воспитанников;
санаторной второй младшей – 15 воспитанников;
санаторной средней – 15 воспитанников;
санаторной старшей – 15 воспитанников;
санаторной разновозрастной – 10 воспитанников.
- Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие.
- В учреждении образования, иной организации, у индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность, при реализации образовательной программы дошкольного образования устанавливаются каникулы, во время которых занятия с воспитанниками не проводятся. Во время каникул с воспитанниками проводятся мероприятия физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности.
Общая продолжительность каникул составляет 112 календарных дней: летние – 92 календарных дня, зимние – 10 календарных дней, весенние – 10 календарных дней.
- Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие.
- В учреждении образования, иной организации, у индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность, при реализации образовательной программы дошкольного образования устанавливаются каникулы, во время которых занятия с воспитанниками не проводятся. Во время каникул с воспитанниками проводятся мероприятия физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности.
Общая продолжительность каникул составляет 112 календарных дней: летние – 92 календарных дня, зимние – 10 календарных дней, весенние – 10 календарных дней.
- Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие.
- В учреждении образования, иной организации, у индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность, при реализации образовательной программы дошкольного образования устанавливаются каникулы, во время которых занятия с воспитанниками не проводятся. Во время каникул с воспитанниками проводятся мероприятия физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности.
Общая продолжительность каникул составляет 112 календарных дней: летние – 92 календарных дня, зимние – 10 календарных дней, весенние – 10 календарных дней.
Статья 140. Общие требования к приему (зачислению) лиц для получения дошкольного образования
- Прием (зачисление) лица для получения дошкольного образования осуществляется на основании:
1.1. заявления законного представителя этого лица;
1.2. медицинской справки о состоянии здоровья;
1.3. направления, выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения учреждения образования, – для получения дошкольного образования в государственных учреждениях образования, частных учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, финансирование части расходов которых осуществляется за счет средств местных бюджетов;
1.4. заключения врачебно-консультационной комиссии – для получения дошкольного образования на дому, в санаторных детских садах, санаторных группах учреждений образования, иных организаций, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования;
1.5. заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – для лиц с особенностями психофизического развития.
- Прием (зачисление) лиц для получения дошкольного образования в части, не урегулированной настоящим Кодексом, осуществляется в соответствии с Положением об учреждении дошкольного образования или его виде.